Административно-правовые средства противодействия экстремизму в сфере миграции

С давних времен мигранты, в т.ч. незаконные, становятся объектом пристального внимания самых разнообразных по своим политическим и религиозным взглядам экстремистских организаций. Являясь частью целевой аудитории экстремистских лозунгов и идей – с одной стороны, а также жертвами насилия и притеснений – с другой, испытывая на себе воздействие как пропаганды лево-, так и праворадикального толка, незаконные мигранты чрезвычайно сильно подвержены трансформации мышления в деструктивном, человеконенавистническом русле.
Совершение преступлений, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ («Организация незаконной миграции»), может способствовать росту протестных настроений среди населения, оказывать дестабилизирующее воздействие на межнациональные отношения, приводя в дальнейшем к росту уровня ксенофобии, распространению расизма и учащению социально-политических конфликтов, а также все большей радикализации взглядов сторон, участвующих в них.
Как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, мигранты нередко оказываются вовлеченными в террористические и националистические группировки, в криминальную деятельность. В «группе риска» обычно оказываются выходцы из стран с неблагополучной экономической ситуацией, вынужденные искать возможности для заработка и обеспечения семей за их пределами. К занятию преступной деятельностью таких людей толкают самые разные причины: отсутствие официального статуса на новом месте, языковой барьер, чинящий препятствия не только нахождению возможностей для заработка и пропитания, но также банальной коммуникации с представителями коренного населения. Чувство дезориентации от пребывания на новом месте, «культурный шок», состояние незащищенности (вызванное нелегальным положением некоторых из мигрантов) способствуют их сближению с представителями экстремистских группировок, чьи цели и лозунги – в условиях нужды, а также отсутствия стабильности – порой видятся мигрантам справедливыми и обоснованными.
В соответствии с нормами действующего законодательства в случае если иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации, финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность, им будет получен отказ в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации (либо ранее выданное разрешение будет аннулировано) (пп. 1, пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Наибольшим профилактическим эффектом (при осуществлении противодействия экстремизму в сфере миграции) обладает механизм административного выдворения за пределы страны иностранных граждан и лиц без гражданства (ч. 1 ст. 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).